НЕ СТРАШНО УМЕРЕТЬ, ДЕЛАЯ ТО, ЧТО ЛЮБИШЬ.

Райян Хипвуд, бигвейв серфер, чуть не умер весной 2012 года. Этот день он запомнил навсегда.

 

Дело было в Австралии, тогда 25-летний Райян, который уже посвятил свою жизнь покорению самых больших волн планеты, бросил вызов одной из самых лютых волн Австралии – The Right. Хипвуд отзывается о ней, как об одной из самых мощных и опасных волн планеты. Для старта на эту волну сёрферов разгоняют с джета, потому что всего за мгновение она вырастает в монстра, и даже хороший старт не является залогом успеха – на полпути стенка раскалывается надвое, выплёвывая вперёд прямо из волны ещё один лип – дьявольский язык волны мутанта.

«Было очень сложно уйти глубоко под козырёк, а ведь именно туда и хочется попасть, в самую критическую часть волны. Для сёрферов это и есть цель, к которой они стремятся, а конкретно на этой волне попасть в трубу невероятно сложно, она закрывается слишком большой секцией. Поэтому надо стартовать из-за пика, что, конечно, гораздо опаснее… А потом ты смотришь своё видео и покрываешься холодным потом, думая «Боже, что я делаю?»

Когда Хипвуда разгоняли на ту волну, что чуть не убила его, он старался не смотреть на вырастающую позади него стенку, чтобы нервы не сдали. «Если ты только посмотришь на такую волну, твоё тело просто скажет – ну уж нет – и ты не поедешь. Но я отвернулся от волны слишком надолго, секунд на пять прежде, чем делать боттом-тёрн. Да, я попал под баррел, но почувствовал сзади мощный взрыв пены, волна схлопывалась – а я научился больше так не делать.»

«Я понял, что нахожусь слишком глубоко в трубе.»

Но главной проблемой была не быстро хлопающая секция, а та самая злосчастная ступенька, которая выросла прямо перед сёрфером, его доска начала скользить, и Райян полетел. В английском языке такое падение называется «over the fall», когда ты находишься сверху на липе, соскальзываешь вниз по его внешней стороне и летишь в пропасть… На волнах больше роста, это очень неприятный тип падения. Когда волна в 5 ростов схлопывает тебя внутри себя – это ещё более неприятно. Так вот, на волне The Right с Хипвудом случились обе эти «неприятности» одновременно. Его засосало в гигантскую стиральную машину и утащило глубоко под воду. Уши заложило, а когда он открыл глаза, вокруг было темно как ночью.

«Я ныряю на глубину 25-30 метров, я знаю какое там давление, поэтому уверен, что был ещё глубже. Всплыть с такой глубины очень сложно. Вода начала вращать меня во все стороны и тащить ещё глубже. Я пытался плыть вверх, но меня засасывало все дальше вниз.»

Когда тебя накрывает такой огромной волной, если она не последняя в сете, скорее всего ты не успеешь всплыть до обрушения следующей. В бигвейв сёрфинге это обычная история, когда ты падаешь, неизвестно, сколько волн пройдёт над тобой до того, как ты всплывёшь.

«На первой волне, вернее под ней, я подумал: «ОК, сопротивляться бесполезно,» — под второй уже было как-то нехорошо, а к приходу третьей я понял: «вот это реально плохо.» В тот момент я осознал, что попал в беду.»

Хипвуд признаётся, что в этот момент он начал расслабляться, а его жизнь «пронеслась перед глазами».

«Я всегда думал, что это какое-то расхожее выражение, так, для красного словца, но это на самом деле так. Каким-то невообразимым образом у тебя появляется время подумать обо всём на свете.»

На Райяне был спасательный жилет, поэтому вместо того, чтобы бороться с турбулентностью, он просто отдался потоку воды, что, по его словам, позволило ему не потерять сознание. К этому критическому моменту сёрфер находился под водой уже около 45 секунд, причём он не успел сделать глубокий вдох при падении.

«Когда вода вокруг немного успокоилась, я начал подниматься к поверхности. Я услышал шум джета, который, очевидно, разыскивал меня там наверху, так что я понял, что уже близко к поверхности. Вода так крутила и кидала меня, что в итоге я всплыл ровно там, где упал, в зоне самого мощного обрушения, так что, если бы в сете была ещё хотя бы одна волна, я бы наверняка погиб. Мне очень повезло.»

«Я определённо чуть не утонул»

Спустя четыре года после происшествия, Хипвуд с нетерпением ждёт самолёта, чтобы вновь встретиться с волной, которая чуть его не убила. Свелл десятилетия идёт к берегам Австралии. Райян хочет туда, но на этот раз в его душе есть сомнение. И дело вовсе не в страхе, он уже давно оправился от случившегося, на споте The Right он снова катался уже в 2014.

Его подруга Шелли вот-вот родит их первого ребёнка, и похоже, что дело в этом:

«Появление детей меняет твою жизнь. Я слишком привык делать то, что я хочу, тогда, когда хочу. Всю жизнь мной руководили волны, я был буквально одержим. Большинство моих товарищей относятся к сёрфингу куда спокойнее, они путешествуют гораздо меньше меня. А я отправлюсь куда угодно ради огромной волны. Я охочусь за ними.»

«Пусть это звучит эгоистично – а так и есть, учитывая, что я вот-вот стану отцом, — но я чувствую себя ужасно из-за того, что пропускаю этот свелл десятилетия. Я думаю, любой профессиональный спортсмен должен быть немного эгоистичен, но только сейчас я начинаю понимать, какой на самом деле ужасный эгоист я сам.»

В то же время, Шелли говорит, что понимает его: «Это сводит его с ума, но он, конечно, не может пропустить рождение своего ребёнка. И мне, честно говоря, жаль его, просто дурацкое совпадение, из-за которого ему приходится выбирать. Но надо было подумать об этом заранее, месяцев девять назад.»

Шелли смеётся и говорит, что вряд ли Райян сильно изменится после рождения ребёнка. «Конечно, мы это обсуждали, но я не думаю, что он изменится. Он все такой же сумасшедший и одержимый, просто стал чуть более расчётливым.»

Несомненно, выжить в этом ужасном замесе на The Right Райяну помогла основательная подготовка. Сёрфер занимается по системе известного тренера Нэма Болдуина, которая включает такие занятия, как подводный рестлинг и спринт. Такие испытания расширяют границы возможного, заставляя тело работать на максимальной производительности. Но главное, тренировки учат сохранять спокойствие даже в условиях очень сильного стресса.

«Мы готовимся к худшим сценариям, когда включается механизм Бей или Беги,» — Говорит Болдуин. «Когда атлет сохраняет спокойствие, уровень стресса и активность процессов внутри тела снижается в несколько раз. Это особенно важно для тех, чья деятельность напрямую связана с ситуациями высокого риска.

Это своего рода быстрая медитация, ты учишься мгновенно включать механизм расслабления в стрессовой ситуации, и с каждым разом получается всё лучше. Сейчас Райян может за считанные секунды перейти в режим спокойствия, его дыхание и сердцебиение тут же замедляются.»

Райян Хипвуд начал кататься в восемь лет, а в четырнадцать уже выплыл на знаменитый гавайский спот Пайплайн. Официально он не классифицируется, как бигвейв спот, однако эта волна за всю историю унесла больше жизней, чем все остальные вместе взятые. После того, как он испытал себя на Пайплайне, Райян посвятил жизнь погоне за самыми мощными монстрами океана.

«Покататься на Пайплайне в 14 лет – это вам не шутки. Ты думаешь: о, так вот это всё как на самом деле. И дальнейшее развитие уже отсчитывается от этой точки, от этого ощущения.»

Хипвуд, тем не менее, не считает себя сумасшедшим.

Раян катается на доскай DHD Surfboards

«После того как я вырос и чуть не убил себя, я научился просчитывать на несколько шагов вперёд. Потому что я не хочу пострадать и тем более умереть. Я видел множество сорвиголов, которые без задней мысли могут разгрестись на любую волну. Все дело в раздутом эго. Возможно, когда я был моложе, я тоже пытался кому-то что-то доказать. Но сейчас нет. Мне не надо никому ничего даказывать.

Я просто делаю то, что люблю.»

Автор: Iren Oraylie

No Comments Yet

Leave a Reply

Your email address will not be published.