Если вы ещё не слышали имя Тома Каррена, то пришло ваше время. Он задавал тон в профессиональном сёрфинге в начале 80-х и привнёс немало суматохи в индустрии.
Том родился в 1964 году в Санта-Барбаре в Калифорнии в семье бигвэйв сёрфера Пэта Каррена. С малых лет он проводил почти всё своё свободное время в океане и очень скоро привлёк к себе внимание общественности.
Несмотря на закрытость своей натуры, Каррен постоянно участвовал в соревнованиях, побеждая во многих мероприятиях NSSA, главной структуры Калифорнии, регулирующей проведение соревнований среди любителей. Постепенно он стал профессиональным сёрфером, и к тому времени, когда попал в тур ASP в 1983 году, Том уже вовсю побеждал таких заслуженных ветеранов сёрфинга как Рэббит Бартоломью, Шон Томсон и Чейн Хорэн.
За свою карьеру Том Каррен становился чемпионом мира трижды: в 1985, 1986 и 1990 году. Всего он победил в 33 соревнованиях. На сегодняшний день его смог превзойти только Келли Слейтер.
Том провёл много лет в лучах славы, но вокруг него по-прежнему сохраняется некая атмосфера таинственности. Очень немногие знают о нём что-то кроме того, что он потрясающе катается и побеждает во всех контестах, в которых участвует.
Шёл ноябрь 1991 года, этап Мирового Тура проходил на Норс Шоре острова Оаху на Гавайях. Том Каррен создал переполох в очередной раз.
Всё началось с того, что он появился на споте Халейва с досками без наклеек спонсоров, чтобы принять участие в первых соревнованиях нового сезона. Каррен отлично откатал контест, даже по собственным стандартам и выиграл его. А через несколько дней был заснят его невероятный катбэк на пинтейле 7’8″ с жёлтыми рэйлами. Очень многие признали получившийся снимок величайшей сёрф-фотографией всех времён.
Почему на досках чемпиона мира, изготовленных австралийцем Морисом Коулом (Maurice Cole) не было наклеек спонсоров до конца не ясно. Возможно Том был сыт по горло тем, что его сёрфы больше были похожи на рекламные щиты, или, возможно, как он сам позже сказал, ему «было сложно отыскать наклейки». А может Каррен попросту забыл наклеить их.
Калифорнийский сёрфер действительно был рассеян и настолько сфокусирован на сёрфинге, что такой момент вполне мог вылететь у него из головы. Келли Слэйтер писал о нём в статье в журнале «Surfer»: «Существует миллион историй о том, как Том оставлял необналиченные чеки с призовыми деньгами под сиденьями автомобилей, садился на самолёты, но не прилетал в пункт назначения, уходил со съёмок фотографов, которые пролетели полмира, чтобы заснять Каррена.»
Своим сёрфингом (изящным, инстинктивным, не требующим усилий) и тем, как ведёт себя на суше (замкнуто, неловко, задумчиво), Том производил впечатление человека, который существует на каком-то другом уровне.
Том вполне был осведомлён о проблемах профессионального сёрфинга. «Это всё похоже на обман», сказал он в 1996 году в интервью Мэтту Уоршоу (Matt Warshaw). «Работая в сёрф-индустрии, все мы извращены в той или иной степени. Это как какой-то вид полипа. Вы должны спросить себя «Могу ли я жить с полипом? Сёрф-индустрия разрастается как-то ненормально, она похожа на злокачественную опухоль.»
Чемпион нашёл способ примириться с полипом, но постоянно изменял условия этого «примирения». Он выиграл свой второй чемпионский титул в 1986 году, тогда ему было всего 22. После, уставший от соревнований, позволил себе опуститься в турнирной таблице, и, в конце концов, окончательно выбыл из неё. Тогда Том переехал во Францию со своей новой семьёй. Но через некоторое время он решил, что ещё не закончил. В 1990 году Каррен вернулся в мировой тур и вновь выиграл титул чемпиона, причём в каждый из этапов он проходил через отборочные соревнования.
В 1993 году, после очередной паузы, Каррен вновь появился из ниоткуда на профессиональных соревнованиях во Франции. Тогда Том выступал на подержаном твинфине из 70х годов, который приобрёл в сёрф-шопе Нью Джерси (он практически порвал Мэтта Хоя (Matt Hoy), находившегося тогда на 10 месте среди лучших в мире сёрферов). Через год, снова, без каких-либо на то причин, Каррен пошёл серфить на фише размером 5’7″ на жёсткую трубящуюся волну в Индонезии. Келли Слэйтер сказал позже, что эта выходка «представила бигвэйв сёрфинг в совершенно новом свете». Обе истории сыграли свою роль в последующем возрождении фишей. А совсем недавно он и вовсе стал серфить на всяких странных досках, часто вообще без финов. Это озадачило его фанов, так как они бы предпочли смотреть на Тома на нормальной доске.
Были случаи, когда Каррен высказывал свой протест кардинальным образом. Так, например, он был одним из нескольких топовых сёрферов, которые бойкотировали остановку тура в ЮАР во время апартеида, даже не смотря на то, что был за это оштрафован ASP. Ещё один подобный случай произошёл в 1991 году в Японии, незадолго до событий на Гавайях, описанных выше. Во время контеста пришёл свелл, вызванный мощным тайфуном, споты вдоль всего побережья работали идеально. Но соревнования решили провести на небольшом бичбрейке. Каррен выплыл на лайнап во время своего первого заезда и так там и просидел в молчаливом протесте, не поймав ни одной волны.
После он не дал никаких публичных объяснений о своём поведении. Том никогда не хвастался своим бунтарством. Вылетев из контеста, он провёл следующие несколько дней, катаясь на одних из самых лучших и больших волнах в его жизни, показывая как нужно серфить на споте, который назвали Curren’s point в его честь.
Давайте вернёмся к той самой фотографии. Том Сёрвэйс (Tom Servais), фотограф, был счастлив хотя бы из-за того факта, что ему в принципе удалось заснять Каррена. «Мне казалось, что он как будто нарочно делает так, чтобы его сложно было снимать. С другой стороны, вряд ли это было сделано специально. Просто Тому было некомфортно от того, что его постоянно фотографировали». Однако, вскоре Сёрвэйс стал осознавать, что он не просто снял фотографию Каррена. Ему удалось сделать его истинный Портрет.
«Я тогда сказал, что «это идеальнейший поворот, который когда-либо был сделан», — говорит Тэйлор Нокс (Taylor Knox) о том моменте, когда он впервые увидел проезд на той самой волне в интро знаменитого фильма «Momentum». Самое лучшее фото всех времён, самый лучший поворот всех времён. Кто-то даже предложил назвать сёрф, на котором был Том, 7’8″ пинтэйл Мориса Коула, лучшей доской всех времён. Кстати, даже она была бунтарской, так как тип дна «Vee» был расположен под передней ногой, хотя нынешняя теория дизайна досок гласит, что такой контур должен располагаться под задней ногой.
Именно такие доски привёз с собой Каррен на Гавайи и каждая из них была прекрасна. Но на них не было наклеек и поэтому они были бесполезны Ocean Pacific, спонсорам Тома, как и всё, что он делал на этих серфах. «Я не особо думал об этом тогда», сказал Каррен позже, скорей всего, абсолютно искренне. Но его спонсоры были разочарованы, и буквально через несколько недель Том расстался с OP.
Есть некая ирония в том факте, что на фотографии, которая висела на стенах огромного количества сёрферов за последние 25 лет, изображён сёрфер, отчаянно желавший избежать излишнего внимания.
По материалам сайта mpora.com