Расслабляемся в трубах. Пособие

Проезд в трубе — это, пожалуй, одно из лучших ощущений в мире! Ехать на серфе в зелёной комнате, быть полностью окружённым волной, пока вода на её поверхности устремляется с одной стороны наверх, а с другой — вниз… Найти безопасное место в самом сердце стихии, в самом сердце волны. А какой оттуда открывается вид! Потрясающие голубые, синие, зелёные, песчаные тона, всё вокруг движется… и при этом, как будто, стоит на месте. Звуки приглушаются, чувства обостряются, время замедляется… ну и, конечно, свет в конце тоннеля. Этот вид из трубы… стоит его хоть раз увидеть, и будет хотеться ещё и ещё!

Когда ты уедешь свою первую трубу, всё, что кроме, станет неважным. Семья, работа, увлечения, обязанности — об этом всём можно забыть и стремиться только и ловить трубу за трубой.

Если ты читаешь эти строки, то можно предположить, что ты уже побывал в зелёной комнате и знаешь на собственном опыте, каково это. Или же ты понял, что наконец-то готов начать свою погоню за трубой.

В любом случае, усаживайся поудобней, а я начну раздавать советы, которые помогут тебе научиться кататься в трубах!

Верь в себя

Самая важная вещь, которая поможет тебе ловить трубы — это вера в себя. Вера в то, что ты можешь уехать трубу. В мире существует много сёрферов, которые отнюдь не блистают в исполнении радикальных манёвров на волне. Но, когда дело доходит до лютых труб — они начинают действительно сиять. И тут, как раз, дело в их уверенности в себе. Так что помни: первый шаг для покорения трубы — это вера в то, что ты её можешь уехать.

Держи глаза открытыми

Никогда не закрывай глаза, заехав в трубу. Даже если волна ломается прямо перед тобой, в лицо летят брызги — держи глаза открытыми. Если тебе сильно заливает лицо, опусти голову вниз, посмотри на ноги, но не закрывай глаза. Потому что с закрытыми глазами очень сложно удерживать равновесие. Когда сёрфер заезжает в первые трубы, он часто зажмуривается. Не будь таким сёрфером!
Ну, а когда труба ровная и вода не мешает смотреть вперёд, — смотри на лип, и твоё тело последует за твоим взглядом.

Выбери правильную доску

Для проезда в трубе нужно, чтобы доска была отзывчивой, лёгкой в управлении, позволяла совершать мельчайшие подвижки без особых усилий и с максимальным контролем. Именно поэтому легче всего уехать трубу на короткой доске. Это не обязательно должен быть хай-перфоманс шортборд. Это может быть и фиш, и ретро синглфин, и, хоть они и не идеальны для труб, но вполне подойдут.

На лонгборде попасть в зелёную комнату тоже можно, однако, из-за размера лонга, им сложнее управлять. Зато можно стартануть с самого пика, пока волна ещё пологая, и с лёгкостью заехать под падающий лип. Есть ещё один минус лонгбордов в трубе: если ты падаешь, то высок шанс, что твоя же доска в замесе попадёт в тебя.

Что касается плавников, то тут правило такое: чем ближе плавник к рейлу, тем лучше. В этом случае плавник будет иметь отличное сцепление со стенкой волны, а она в трубе супер резкая! Так что подойдут и три фина, и четыре, и два. А вот на синглфине будет сложнее.

Греби правильно

Убедись, что ты находишься под липом. На волне с мощным подсосом вроде Backdoor нужно грести изо всех сил и находиться как можно ближе к пику, а то и за ним, чтобы сразу же стартануть в трубу по хорошей траектории. Если старт резкий, то убедись, что последний гребок сделан рукой, которая будет ближе к стенке, когда ты встанешь. Таким образом, ты добавишь ещё чуток скорости, а также поможешь себе быстрей сделать разворот.
И, что бы вы ни делали, гребите изо всех сил, не сдавайтесь. Ибо зависнуть на липе и рухнуть вниз вместе с ним — гораздо хуже, чем упасть внутри трубы.

Старт

Поздний старт гораздо проще сделать в бэксайде, чем во фронтсайде. В бэксайде больше контроля. Ты можешь держаться за рэйл и опираться на стенку. Кроме того, спустившись вниз, ты можешь использовать свою пятую точку, чтобы сбросить скорость.
Что касается фронтсайд старта, он гораздо сложней. Жестчё. Лучше всего стартовать по прямой, а не в бок. Стартуя вбок, можно словить рейл и упасть. А ещё, упирайся рукой об воду для дополнительной стабильности.

Траектория

Когда ты стартанул и видишь, что секция впереди начинается заворачиваться в трубу, легко сделать одну из следующих ошибок: можно выбрать либо слишком высокую траекторию движения, и тогда ты поднимешься на волне и улетишь вместе с липом, либо слишком низкую, — и тогда лип прилетит тебе в голову.

На самом деле, вышеописанные ошибки совершают и самые лучшие из нас. Чтобы сделать всё правильно, нужно понимать, как волна будет трубиться. И это понимание приходит, если изучать конкретный спот в течении определённого периода времени. Если вы не очень знакомы со спотом, посидите на берегу, понаблюдайте за трубами, как они образуются, какой формы. Если они круглые, большие, можно выбрать более низкую траекторию движения. Если же они вытянутые, формы миндаля, тогда лучше выбрать траекторию повыше.

Держи к̶а̶р̶м̶а̶н плечи шире

Расправь плечи и разверни их в сторону выезда из трубы, это поможет тебе двигаться в правильном направлении. Они не должны быть параллельны берегу, то есть развёрнутыми к волне (фронтсайд) или к пляжу (бэксайд). Конечно, существуют исключения, в чём несложно убедиться, посмотрев различные видео. Однако, пока ты только начинаешь свой путь тьюбрайдера, правильно развёрнутые плечи помогут тебе двигаться по нужной траектории, которая выведет тебя из трубы.

Согни колени

Старайся всегда сгибать колени, когда серфишь. Не сгибайся в пояснице. Согнув колени в трубе, ты сможешь не нагибаться, тем самым сохраняя контроль над движениями. Когда ты сгибаешься в пояснице, это выглядит тупо, и ни капельки не помогает твоему сёрфингу.

Сбрось скорость

В сёрфинге в английском языке существует термин под названием to Stall (от англ. — терять скорость), который означает манёвр, направленный на сброс скорости, чтобы оказаться в трубе.
Этот приём, столл, пожалуй, один самых важных навыков, которые необходимы для катания в трубах. Ведь в зелёную комнату можно заехать из-за пика, а можно оттормозиться, чтобы она догнала тебя. Чаще всего, без сброса скорости в трубу просто не заехать. Нет правильного или неправильного способа сделать это. Можно запихать руку в воду, а то и две, можно сильно задавить заднюю ногу, можно даже тормозить пятой точкой (в бэксайде). Есть ещё манёвр, который называется snap-stall, из названия понятно, что это — райдер делает небольшой боттом тёрн и в самом покете волны делает резкий небольшой снэпчик, который позволяет заехать сразу после в трубу. Это, пожалуй, один из наиболее сложных манёвров в сёрфинге в принципе.
В общем, что бы ты ни делал, если скорость снижается — ты всё делаешь верно.

Умение классно кататься в трубах зависит от того, насколько вовремя ты ускоряешься или замедляешься. Со временем ты научишься замедляться вовремя. Это приходит только с опытом, и со знанием конкретной волны.

Переставляй ноги

Если держать ноги слишком широко, то повышается шанс сильно зарезаться рэйлом в воду. В такой стойке меньше контроля. Если же заднюю ногу пододвинуть чуть ближе к передней, слегка сдвинуть с коврика, то контроль над движениями доски становится выше.

Не застывай

Начинающие тьюбрайдеры, попав в зелёную комнату настолько шокированы, что буквально застывают, боясь сделать лишнее движение. У них проявляется боязнь “сцены”. Они не хотят сделать что-то неправильно и в результате всё равно падают. Этого можно избежать. Так что, если ты заехал в трубу, не позволяй себе зависнуть. Расслабься. Езда в трубе похожа на катание по стенке волны, с той лишь разницей, что над головой появляется потолок 🙂

Держись до конца

Часть можно увидеть, как сёрферы заезжают в трубу и сразу же списывают себя со счетов. Не повторяй их ошибки, не сдавайся, пока всё не кончится. Постарайся удержаться хотя бы ещё несколько дополнительных мгновений. Даже если кажется, что волна закрывается, это может оказаться неправдой. Кроме того, всегда полезно научиться быть на ты с пеной в трубе. На английском она называется Foam Ball (пенный шар). Шар находится в дальнем конце трубы. И он часто является причиной падений. Но с ним можно подружиться. Если пена наступает на пятки, постарайся удержаться, вдруг сможешь выехать. Ведь когда выезжаешь из трубы, которую не думал, что уедешь, чувствуешь себя максимально круто!

Ищи запасной выход

В трубе частенько оказываешься в такой ситуации, когда понимаешь, что сейчас волна захлопнется по всей длине. Существует несколько способов свалить с такой волны. Первый из них — спрыгнуть с доски. В этом случае стоит прыгать как можно дальше от неё. Кто-то выбрасывает вперед доску с помощью ног, а кто-то сам прыгает вперёд.
Также, если волна не очень толстая и мощная, можно въехать с доской в стенку, в этом случае есть шансы остаться в воде за волной (правда порой волна может не позволить этого сделать — она утягивает тебя обратно за собой).
И, ещё один, не самый простой способ — вовремя выехать за пределы трубы в сторону берега так, чтобы лип упал за спиной. В этом случае тайминг чертовски важен, иначе лип может прилететь прямо в голову. А это не самый желаемый сценарий, особенно если волна мощная и лип у неё тяжёлый.

Знай, где искать

Проезд в трубе — это Святой Грааль сёрфинга. Однако, трубы найти гораздо проще. Особенно если знать где искать. Рифовые споты и споты в устьях рек, где глубина океана меняется очень резко — идеальны для образования труб. Сильный оффшор также способствует образованию труб. Изучай споты, на которых ты серфишь, пойми, почему, где и когда образуется труба, и ты сможешь уезжать их больше!

Используй каждый шанс

Отличный способ попрактиковаться в катании в трубах — стартовать в закрывашки. Клозауты — это путь к тьюбрайдингу. Это наш тир, наша тренировочная площадка. Десятилетиями малоопытные сёрферы стартовали в закрывашки, которые никто не брал, тем самым получая необходимый опыт катания в трубе. Это же сработает и для тебя. Освойся с резким стартом прямо в трубу, научись чувствовать себя уверенным внутри неё. И труба с выходом не заставит себя ждать.

Перешагни через себя

Парни из поколения Momentum использовали приёмчик из реверсивной психологии. Когда были мощные волны, они говорили друг другу фразу вроде “Да ты не сможешь!” (“You won’t go”). Естественная человеческая реакция на такое заявление звучит примерно так: “Да? Ну смотри как я могу!”. Ты можешь использовать подобный трюк на себе, чтобы повысить количество труб, ведь часто волна выглядит как клозаут. Слишком резко. Слишком глубоко. Слишком мелко. Не выехать. Но нужно пробовать, чтобы уехать. Так что, утихомирь в себе скептика, и пусть твой воображаемый друг кричит у вас в голове, что ты не сможешь уехать эту волну. Ну а ты покажи ему, что он не прав!

Больше путешествуй

Казалось бы, что это за совет. Однако, не стоит его недооценивать. Неделя или две на спотах с качественными трубами прокачают твой тьюбрайдинговый скилл максимально быстро. Прогресс пойдёт семимильными шагами, гораздо быстрей, чем если бы ты пытался наковырять маленькие трубишечки у себя на хоумспоте.

Ну и последний на сегодня совет: не радуйся удачной трубе. Пожалуйста, скрой свои эмоции, не поднимай руки вверх, не улюлюкай, после того как уехал трубу-малышку. Даже не смотри на берег. Оставайся крутым. Зевни. Сделай вид, что это для тебя обыденность.

Надеюсь, что эта статья поможет тебе поймать парочку-другую труб!

P.S. Чуть не забыл! Смотри обучающие ролики на ютубе и просто видео с профиками. Анализируй их траектории, движения их тел, стойку и прочее. А ещё лучше, катайся с тем, кто гасит в трубах! Его пример заразит тебя и раззадорит!

No Comments Yet

Leave a Reply

Your email address will not be published.